Топ

Главная
Каталог услуг

Каталог проблем и решений Бизнес-процессы: регламентация, оптимизация etc Кайдзен и бережливое производство Обучение
и методики
О нас Статьи и материалы Контакты
Центр бизнес-процессов
               
 
trening.gif (2603 bytes) 01 ноября 2016
мини-семинар
Бизнес-процессы: дьявол - в деталях

позвоните нам
+7 (921) 925-48-58

ПЕРЕЗВОНИТЬ ВАМ?

рассылка Приемы и методы настройки бизнеса

 

Кайдзен и бережливое производство

Что это такое: это решения по совершенствованию процессов, основанных на японских методах, известных как бережливое призводство (лин, lean, производственная система Тойоты) и  кайдзен (kaizen, кайзен). Сейчас эти методы применяются не только на производстве, но и в офисе, торговле, строительстве и даже в медицине. 

На этой странице есть:
  • Что мы можем для Вас сделать. Услуги внедрения кайдзен и бережливого производства
  • Основные результаты
  • Преимущества кайдзен
  • Мышление кайдзен (слайды)
  • Составные части системы кайдзен
  • Вовлечение персонала
  • Затраты на кайдзен
  • Идеи и методы кайдзен "на попробовать"

Что это даёт: Непрерывное совершенствование всех рабочих процессов.

s16.gif (62 bytes) Сокращение затрат и потерь
s16.gif (62 bytes) Уменьшение брака и ошибок
s16.gif (62 bytes) Повышение производительностиОсвобождение площади склада/цеха,
s16.gif (62 bytes) Снижение точки безубыточности
и др.

Какое понятие шире - кайдзен или бережливое производство? Кто-то считает, что кайдзен - это один из методов бережливого призводства. Кто-то - наоборот, что   методы бережилвого призводства - это составная часть философии кайдзен, кайдзен-подхода. Мы придерживаемся второй точки зрения, что лин-методы - это следствие принципов мышления кайдзен.

 

Что мы можем для Вас сделать? Услуги внедрения кайдзен, бережливого производства, 5S

5s-audit.gif (1539 bytes) 5s-skl2.gif (1574 bytes) 5s-rm.gif (1891 bytes) regl-fast.gif (3043 bytes) di.gif (2230 bytes) kaizen-vn.gif (2165 bytes) trening.gif (2603 bytes) sopr.gif (2533 bytes)

Стандартизация операций с обучением
25 000 р.

Оптимизация
площади
(склада, цеха)
35 000 р.

5S рабочего места
(на пр-ве и в офисе)
15 000 р.

Кайдзен-блиц
50 000 р.
Кайдзен-
группа

25 000 р.

Комплексное внедрение кайдзен

Обучение кайдзен
25 000 р. -
100 000 р.
Кайдзен- Сопровождение
от 20 000 р./мес
скоро

См. также услуги внедрения 5S - оптимизация рабочего пространства (выделено в отдельное направление)

Основные результаты применения кайдзен и методов бережливого производства:

•   снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь
    увеличение оборачиваемости запасов и сокращение партий запасов и незавершенной продукции
•   
уменьшение времени операций и повышение производительности труда, в том числе высвобождение ставок в штатном расписании (ВАЖНО!!! Высвободившихся работников не увольнять, а переводить на другие направления, а на освободившиеся места новых работников не брать)
•   уменьшение жалоб и брака, повышение качества и удовлетворенности потребителей
•  
уменьшение простоев и поломок оборудования
•   
вовлечение персонала в усовершенствания (поступают предложения по улучшениям)
•   
повышение гибкости производства и расширение линейки изделий (на том же оборудовании больше...)
•   высвобождение пространства, производственных площадей и площади складов
•   дисциплина и чистота на рабочих местах (в цехах и в офисе)
    уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца продукт производится или клиент обслуживается быстрее

Главное же - то, что эти улучшения становятся непрерывными, постоянными.

 

Преимущества кайдзен и методов бережливого производства:

> Не требуют инвестиций. Вместо замены оборудования и вливания в процесс дополнительных ресурсов - здесь подход "отсечь всё лишнее".
> Экономят деньги, время и пространство. Устраняя всё ненужное, всё, что не ведет к созданию ценности (то есть устраняя потери) - мы делаем процесс дешевле, быстрее, удобнее. Высвобождаем пространство, время, ресурсы.
>

Вовлекают персонал в улучшения.

Ключевым является изменение менталитета, "качества" людей, и более полное использование их возможностей.
>

Обладают долговременным эффектом.

Кайдзен означает "непрерывное совершенствование". Однажды начавшись, процесс будет приносить Вам пользу долгое время.


Мышление кайдзен

Как же получаются эти волшебные результаты?

Общее представление об идеях кайдзен

Сравнение традиционной модели и бережливого производства

Резерв производительности в концепции кайдзен

Резерв снижения затрат в системе кайдзен

Что такое потери с точки зрения кайдзен

Виды потерь в бережливом производстве

Принципы кайдзен, которые кажутся необычными, но плодотворны

  • признание проблем:  выявление проблемы - это хорошо
  • решение проблем у истоков: исключить возможность повторения проблемы
  • правильно с первого раза
  • принцип вытягивания, "поток" по требованию
  • П-критерии вместо Р-критериев: дисциплина, управление временем, совершенствоание мастерства, соучастие и вовлеченность, мораль и коммуникабельность
  • маленький шаг, но сегодня
  • психологическая безопасность: не штрафы, а поощрения

П-критерии - это критерии процесса, Р-критерии -  критерии результата.

?

полезные
вопросы

  • Сколько проблем было выявлено за период?

  • Сколько решено окончательно?

 

Составные части системы кайдзен

Мало где можно найти "общую картину" системы кайдзен.
Мы постарались восполнить этот пробел. Что-то, может быть, забыли - будем дополнять.

Японские методы совершенствования производства включают:
>   Систему принципов
>   Методы вовлечения сотрудников в улучшения
>   Механизмы и процедуры усовершенствований
>   Инструментарий для решения типовых проблем и задач при усовершенствованиях
>   Готовые комплексные решения (подходы) в области качества (Семь простых инструкментов качества и Семь новых инструментов качества), ухода за оборудованием (TPM), поддержания чистоты и порядка в цехах (5S), сокращения затрат на транспорт и запасы и др.

Направление Стуктурные элементы кайдзен и показатели Процессные признаки кайдзен и показатели
Вовлечение персонала Кайдзен-лидеры, рабочие группы, кружки качества

Наличие кросс-функцинональных команд

% персонала, кто:
•    участвует в кайдзен
•    внес предложения
•    является лидером малой группы, проводником изменений

Подготовка лидеров внутри коллектива - появляются новые кайдзен-лидеры и проводинки изменений

Отчеты о работе кружков, решенных проблемах, созданных уулучшениях (должны быть на видном месте, содержательны и регулярно обновляться)

Цели и их отслеживание Установлены четкие цели для каждого, из них складывается общая

Есть конкретные измерители для этих целей

Есть экран, где каждый (и другие) видит, как он выполняет свою цель. Информация меняется ежедневно
Удовлетворение потребителя   Регулярно собираются требования потребителя

Растет удовлетворенность потребителя (есть показатели, по которым это измеряется)

Предложения Система предложений, комиссия по их рассмотрению, порядок внедрения

•    срок обратной связи по предложению
•    срок принятия решения
•    срок внедрения
Предложения внедряются. Есть распространение по горизонтали.
•    Количество внедренных предложений,
•    затраты на внедрение,
•     экономический эффект
Стандартизация Есть прописанные стандарты, и они являются гибкими, т.е. они меняются и при этом всегда соответствуют реальному процессу, при  этом «планка» повышается (в стандарте закреплен лучший способ делать работу!) Происходит поддержание и совершенствование стандартов.
Работа с проблемами Имеется делегирование полномочий: вопросы, решаемые на нижестоящем уровне Есть фиксация проблем и быстрое реагирование на проблемы/предложения ….(в пределах цеха и т.п.) (сразу…, сейчас…)


 Кроме этих крупных модулей есть конкретные лин-нструменты, которые можно или нельзя применить на Вашем предприятии. Эти инструменты   можно разделить на такие группы:

Подходящие
к любому производству

Не требующие существенных изменений процессов, планировок и оборудования.
Требущие умеренных изменений в процессах Требующие радикальной перестройки производственной линии и подходящие не ко всем производствам
  • Всеобщий уход за оборудованием (TPM)
  • Статистические инструменты
  • Визуальный менеджмент
  • 5S
  • Стандартизация операций
  • Кружок качества
  • Канбан
  • Точно вовремя
  • FIFO
  • Поток единичных изделий
  • U-ячейки

 

Про все эти инструменты мы будем писать статьи и материалы. Постепенно :) Что-то же мы должны оставить про запас.

 

Вовлечение персонала

Главная суть кайдзен – создать механизм для постоянных улучшений. Как это делается?

Поощряем, когда работники индивидуально и группами предлагают и внедряют улучшения (при этом есть порядок, как это делается), и тем самым побуждаем их предлагать всё больше улучшений.

И если вначале мы запускаем этот механизм, помогаем ему заработать (никто не подает предложений, и нужно пошагово вести к тому, чтобы предложение было подано и затем реализовано), то потом он работает сам, и всё больше и больше работников предлагают улучшения.

При этом стоимость всех этих улучшений – минимальна. Ведь основная часть улучшений оплачивается из денег, выигранных в результате улучшений. Например, освободили часть склада, и либо сдали её в аренду, либо не стали арендовать новый под расширение, т.е. сэкономили, и процент от этих денег выплачиваем тем, кто всё это организовал (т.е. вашим сотрудникам: кайдзен-группе, автору рацпредложения и т.п.).

Культивируется инициатива:
Придумай улучшение – предложи его – внедри свое предложение

ВАЖНО!!! Если собственник НЕ готов делиться сэкономленными деньгами с работниками - авторами и реализаторами улучшений – ничего не будет.
Стоит хотя бы раз не заплатить за полученный результат того, что было оговорено – добиться новых инициатив будет в разы сложнее. Не заплатив 3 раза, можно ставить крест на всех нововведениях.
Например, если обещали 20% от снижения затрат, и оказалось, что затраты снизились на миллион – то надо заплатить 200 тыс. руб., а не 10 тыс. руб. (Если затраты не снизились, то ничего не платим. Если снизились чуть–чуть – платим чуть-чуть.)


Затраты на кайдзен

Также необходимо учитывать 4 вида затрат на сам проект кайдзен, которые нужно понести до того, как будут результаты:

1.    Выделяем рабочее время участников кайдзен-группы, т.е. освобождаем их от рабочих обязанностей на несколько часов в неделю, и вместо своей обычной работы она занимаются кайдзеном.
(В Японии часто занимаются этим ПОСЛЕ работы, но у нас, пока не будут получены первые результаты и выплачены первые премии, никто не будет бесплатно этим заниматься. Такое можно сделать, только когда все увидят, что за результаты ВСЕГДА платят оговоренные деньги, и если сам процент этих денег повыше)

2.    Выплачиваем небольшие премии за поданные (правильно оформленные) и за внедренные предложения. Например, 100-500 рублей за поданное, и 1000 – 5000 за внедренное, если его результат сложно выразить финансово. А если можно посчитать конкретный финансовый результат, то нужно платить процент от сэкономленных денег за какой-то оговоренный период.

3.    Оплата труда консультантов, которые будут это всё внедрять. Когда механизм заработает сам, эти расходы будут не нужны. Чтобы снизить данные расходы, мы формируем стоимость своих услуг по следующему алгоритму: минимальная «повременная» ставка + бонусы за достижение целей (выплачиваются, когда цели уже достигнуты).

4.    Изготовление приспособлений (закупка материалов для них). Как правило, это небольшие суммы, а сборку приспособлений участники проводят своими силами. И ещё печать визуальных материалов.


. Практическая часть

Идеи и методы кайдзен на попробовать

Один из принципов мышления кайдзен  в том, что выявленная проблема  - это хорошо, это возможность роста.

1

Что делать, если есть проблемы, которым прямо сейчас заниматься нет времени?

Идея "внедри-сегодня": проблемный лист

Нужно: бумага, ручка, лоток/ящик/папка.

"Проблемник": Если что-то не так - запишите это и положите в отведенное место (лоток, ящик). Тогда у Вас будет материал для анализа. Если будете записывать КАЖДУЮ пироблему, то можно также будет применить статистические методы.
Можно создать ящик, куда такие проблемные листы будут класть все.
Либо обязать руководителей ежедневно сдавать/присылать их.

Альтернатива - записывать сразу в Эксель-файл (зависит от того, что для Вас удобнее в рамках конкретного процеса).

Что дальше делать с проблемой?

 

2

Что делать с выявленной проблемой?

Идея "внедри-сегодня": метод "5 почему"

Нужно: бумага, ручка, человек, связаный с проблемой.

Теперь задайте вопрос "почему это случилось" и запишите ответ. Это причина "первого порядка".
А теперь задайте вопрос к этой причине - почему она появилась? И так далее.

Найдите причину пятого порядка и далее. И устраните её.

Что дальше делать с этими причинами?

 

3

Как устранять причину проблем?

Базовая идея: Цикл работы с улучшением

Вот алгоритм (порядок) работы с улучшаемым процессом. (В кайдзен-группе мы проводим это 2-3 раза под руководством нашего эксперта, далее с под руководством Вашего кайдзен-лидера (руководителя/активиста).

  1. Выявление проблемы.

  2. Мозговой шурм о причинах проблемы 5 почему?

  3. Составление диаграммы причин и результатов

  4. Разработка контрольных листков и проведение проверки

  5. Ранжирование причин по частоте

  6. Разработка и внедрение мер с помощью цикла PDCA: планируй-действуй –проверяй-воздействуй.

  7. Повторная проверка

Не забудьте важный принцип кайдзен: лучше маленький шаг, но сегодня!
Вот конкретный пример, иллюстрирующий этот принцип: Анализ писем руководителя.

 

Получите бесплатную консультацию
+7 (921) 925-48-58
i6600806@yandex.ru

ПЕРЕЗВОНИТЬ ВАМ?

Если Вы не директор и не собственник

Читать ещё Статьи или перейти на Главную

 

Боттом

Главная
Каталог услуг

Каталог проблем и решений Бизнес-процессы: регламентация, оптимизация etc Кайдзен и бережливое производство Обучение
и методики
О нас Статьи и материалы Контакты

© 2010 - 2016, Заводсков С.В.