На главную || Вы здесь: Статьи / Бизнес-процессы / / Моделирование бизнес-процессов
Заводсков и партнёры Санкт-Петербургпл. Александра Невского, д.2, лит. Е +7(921)925-4858

Моделирование бизнес-процессов

Поделиться:


Что такое моделирование бизнес-процессов и чем оно отличается от регламентации?

Моделирование бизнес-процессов, или бизнес-моделирование — это описание и изображение деловых объектов (процессов, подразделений и т.п.) с помощью определенного набора символов и параметров. Набор символов называется нотация. Примеры нотаций — BPMN, IDEF, ePC, CrossfunctionalFlowchart, и т.п.

Результат бизнес-моделирования — модель бизнес-процессов.

Хорошая модель бизнес-процесса, помимо изображения элементов процесса, содержит и цифровые параметры, такие, как время, ресурсы процесса, стоимость исполнения элемента и т.п.

Регламентация бизнес-процессов — это такое описание процессов, с помощью которого удобно эти процессы выполнять. То есть чёткое и понятное описание, кто и что делает (может содержать требования к качеству результатов, различные параметры для оценки эффективности и т.п.).

Модель бизнес-процесса позволяет анализировать процесс. Например, посчитать, сколько стоит выполнение тех или иных операций, что будет, если убрать эту операцию и т.п. Как правило, с помощью модели как раз выполнять — неудобно, она сложна для восприятия неспециалистами.

В некоторых бизнес-моделях можно выполнять имитацию выполнения бизнес-процесса (это называется имитационное моделирование), чтобы обнаружить возможные трудности. Таким образом, вместо реального реинжиниринга процесса можно протестировать его в компьютерной модели.

Насколько необходимо именно бизнес-моделирование?

Оно необходимо достаточно редко, и на то есть несколько причин.

1

Модель нужна для выявления точек оптимизации? — Честно говоря, как правило, на предприятиях и так видно, где дорого, где долго, где трудно, где есть сбои. Или это поможет найти статистика.

2

Модель нужна для прогнозирования, что будет, если процесс изменить? — И у рабочей группы вполне достаточно здравого смысла, чтобы предположить, «что будет, если…». Часто можно просто попробовать работать по-новому. К тому же, любая модель не может предсказывать будущее абсолютно точно: модель не учитывает, что процессы исполняют люди, в рамках реальной ситуации, отношений, культуры, уровня дисциплины и т.п. То есть предсказать с помощью модели можно лишь неточно.

3

Для использования, а тем более для создания модели Ваши сотрудники должны пройти обучение.

4

Процесс создания модели — долгий, и всё может измениться несколько раз в ходе ее создания. Труд по внесению в систему большого числа параметров оказывается излишним, невостребованным.

Поэтому часто, «поигравшись» с моделью некоторое время, её оставляют.

 

И, наконец, самая реальная причина, по которой модели бывают нужны. Иногда модель нужна для автоматизации, то есть для внедрения компьютерной программы (ERP-системы и т.п.) Здесь реальная необходимость модели обсусловлена особенностями той системы, которую Вы выбрали (иногда можно и без модели, иногда модель делается уже в самой системе в ходе её настройки).

 

Поэтому мы рекомендуем отдать себе отчет в том, для чего именно Вам нужна модель бизнес-процессов.

Также Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы посоветуем Вам возможные варианты решения Ваших задач.

Для анализа и оптимизации процесса (процессов) часто достаточно просто все грамотно записать и изобразить. Есть методика «система бизнес-процессов», с помощью которой мы добиваемся грамотной увязки всех процессов между собой.

Есть упрощенные модели бизнес-процессов (см. примеры), которые можно использовать для отдельных задач.

Мы также можем создать для Вас полноценную модель бизнес-процессов, если она Вам действительно необходима (в том числе имитационную модель бизнес-процессов).

→ В Базу знаний | К началу страницы