Тренинги с "двойным дном"

Как с помощью тренинга "воздействовать на умы" — убеждать и побуждать к изменению поведения.
Пример программы тренинга, подающей нужные идеи в нестандартной "упаковке".
- • Задача, которую должен решить тренинг: внедрение делового этикета; идея, как это сделать
- • Пример программы тренинга "Секреты эффективной коммуникации"
- • Итоги
• Систематизация бизнеса
• Автоматизация процессов
• Внедрение управления по целям
• Разработка, оптимизация организационной структуры компании
• Разработка должностных инструкций
• Готовые должностные инструкции
• Разработка мотивации
Можно с помощью тренинга транслировать идеи, убеждать, привлекать внимание к определенным вещам, пропагандировать ценности, активно работать с мотивацией.
Речь не идет о каком-либо "внушении" или "зомбировании", а лишь о том, как можно подавать идеи другими способами, а не только "а лоб". Для того, чтобы было понятно, как это работает, рассмотрим конкретный пример тренинга, задача которого — убедить слушателей, но не напрямую.
Цель проекта: внедрить деловой этикет в повcедневную практику
Тренинг входил в проект как одна из составных частей.
Анализируем эту цель:
Если сказать проще, нужно побудить офисных сотрудников выполнять определённые правила поведения (вежливости, пунктуальности, конкретные фразы, которые надо говорить, правила взаимодействия со смежными подразделениями и т.п.).
Напрямую выступить перед ними с перечислением, что от них требуется — будет неэффективно. Кому-то покажется банальным: как совет "мойте руки перед едой", только время зря потратили. Кто-то может быть поставлен в неловкое положение (если поймёт, что требование появилось из-за него). Словом, нужен другой путь.
Было бы желательно, чтобы:
• сотрудники восприняли подаваемую
информацию как важную
• сотрудники внутренне согласились, что этим
правилам следовать надо
• сотрудники сами захотели что-то
изменить в своем поведении (Это не отменяет
необходимость внешнего контроля).
Как можно этого добиться?
Нужно "упаковать" эти идеи в красивую и привлекательную упаковку. Так рождается тренинг "с двойным дном" — участники думают, что присутствуют на одном тренинге, а на самом деле — на другом.
Например, идеи о повышении корпоративной культуры путем изменения индивидуального поведения и информационный материал по деловому этикету можно подать в виде приемов эффективной коммуникации с клиентом и внутри компании.
Программа тренинга
"Секреты эффективной коммуникации"
Позиционирование тренинга для участника:
Успешный человек: Как нравиться людям? Как быть тем, с кем приятно работать?
Успешная фирма: Как сделать, чтобы в нашу фирму хотелось прийти ещё и ещё? Как сделать, чтобы клиенты и партнеры хотели с нами работать?
Часть 1. Теория
Содержание Блока | Подтекст, цели блока |
1. Что такое коммуникация. Вводное слово тренера. | Введение. Описать образ цели - какой должна стать компания - в виде истории, с использованием графического образа. |
2. Секреты коммуникации. Модели успешной коммуникации. Обсуждение. |
Связать коммуникацию с поведением
отдельного человека. Мотивировать к управлению
своим поведением в общении через идеи влияния
(если не влияешь ты - влияют на тебя) и экономии
ресурсов (так проще добиваться целей).
Косвенно упомянуть в виде примеров других компаний ключевые ценности. Разъяснить на примерах, что такое "секрет" - простой прием, который многократно улучшает результат. Таким образом "банальная" информация воспринимается как менее банальная. |
3. Семь шагов к
эффективной коммуникации. 1. Умение слышать другого. 2. Обратная связь. 3. Точность (пунктуальность, точность передачи информации, своевременность действий). 4. Вежливость. 5. Тактичность. 6. Содержание общения. Схема внутренний клиент» - для внутрикорпоративного делового общения. 7. Практика (т.е. это надо делать). |
Познакомить (напомнить) с
конкретными поведенческими паттернами,
образцами поведения, фразами и т.п. Подчеркнуть их особенности на примерах. Подать их в виде системы. Затрагиваются психологический и содержательный компонент делового общения. Практические упражнения и игры: - демонстрационные: показывают эффективность применения каждого принципа - практическая отработка навыков (что сказать если, что сделать, когда и т.п.) |
4. Что это дает человеку? Преимущества: - имидж прфессионала, - статус, - сохранить лицо в трудной ситуации или конфликте, - уважение коллег и клиентов, - комфортная работа, - удовольствие от общения, -влияние на ситуацию |
Мотивировать к применению модели
«семь шагов» и приемов эффективной коммуникации
в целом. Идеи подаются в виде: опроса, примеров и историй |
Краткий общий обзор коммуникации: психология, содержание общения, социальные ритуалы и правила. | Связать искусство коммуникации с деловым этикетом, подчеркнуть его значимость. |
Часть 2. Составление интеллект-карты
Конкретный материал по деловому этикету (основы делового протокола, офисный протокол, общение по телефону, по электронной почте) дается в виде коллективного составления интеллект-карты под руководством тренера, причем выполняется как "вспоминание", перемежаясь упражнениями.
Информация
Интеллект-карта (mind map) — это графический метод
систематизации информации, который активно
задействует ассоциативное и образное мышление.
Такой метод выбран по следующим причинам:
1. Это творческое занятие, напоминающее
игровое, не выглядит как обычная подача
материала.
2. Одновременно это метод, использующий
особенности работы человеческого мозга, и
обеспечивающий хорошее запоминание материала,
практически не требуя усилий от запоминающего.
3. Плюс интеллект-карта дает хорошую
систематизацию знаний, что обеспечивает
восполнение пробелов в знаниях отдельных
сотрудников.
4. Кроме того, это ознакомит участников
с методом составления интеллект-карт, что
является ценным дополнением к основной задаче
тренинга.
Часть 3. Заключение
Цели – повторить основные моменты тренинга и использованные мотивирующие идеи. В данном случае рассматривается личная и корпоративная (командная) эффективность как путь к успеху.
Итоги
Тренинг был воспринят очень положительно. Сотрудники хорошо запомнили изученный материал и сопротивление внедрению новых правил поведения было небольшим.