На главную || Вы здесь: База знаний / Бизнес-процессы / / Разработка бизнес-процессов
Заводсков и партнёры Санкт-Петербургпл. Александра Невского, д.2, лит. Е +7(921)925-4858

Разработка бизнес-процессов: гид по услугам

Поделиться:


Определяемся, что нужно сделать

Мы занимаемся этой темой очень давно, и у нас есть много разных услуг, связанных с проработкой бизнес-процессов. Здесь мы покажем вам, в каком случае что нужно делать.

В целом чащего всего к нам клиенты обращаются, когда их компания растёт, или недавно выросла, или планирует расти, масштабироваться или открывать филиалы. Или же обращаются компании, у которых достаточно сложные процессы и которые хотят упорядочиться, выйти из "аврального" режима работы.

Что получаем на выходе

Только схемы процессов

Быстро. Менее детально. Новичок по схеме выполнит ошибочно, т.к. там нет нюансов, а лишь общий ход процесса.

Регламент (схема входит)

Кроме схемы, есть текстовые пояснения, увязка сроков, описание документов и все важные детали. Адекватный новичок может выполнить процесс по регламенту без ошибок.

Регламент плюс внедрение

Также внедряется контроль прохождения процесса, выявление сбоев, оценка его результативности.

Определяемся, с какими процессами работаем

Часто у компании возникает желание описать и регламентировать всё и сразу. По факту в любом случае будет первый процесс. Мы рекомендуем в качестве первого взять один из предложенных.

1

Основной бизнес-процесс (это процесс, который приносит деньги, т.е. исполнение заказов от момента заявки клиента до выполнения заказа и завершения расчётов).

2

Процесс планирования и контроля исполнения планов. Например, этот процесс особенно важен для производственных или для строительных компаний.

3

Проблемные процессы. Это те, по которым бывают срывы сроков, или ...

Список бизнес-процессов компании

Есть много классификаций и списов бизнес-процессов. В некоторые из них входит до 4 уровней глубины, и там несколько сотен пунктов. Но они будут актуальны только для огромных компаний. Например "Управление портфелем брендов", "Управление инновациями" и др. в большинстве компаний не являются процессами, а, если и присутствуют, то выполняются одним человеком по собственному усмотрению.

Поэтому мы выделили для этого списка главные бизнес-процессы, которые будут интересны. Из них можно выбрать ключевые и проблемные процессы, чтобы их упорядочить и регламентировать. в ниже расположенных группах мы не повторяли те процессы, которые указаны выше.

Бизнес-процессы всех компаний

1. Маркетинг, продвижение и реклама
2. Продажи, оформление/приём заказов, сопровождение исполнения заказов
3. Контроль взаиморасчетов, получение оплаты
4. Документооборот и заключение договоров
5. Закупки
6. Выполнение и контроль оплат
7. Учёт
8. Управление персоналом (от приёма до увольнения)
9. Начиление и выплата заработной платы

Есть у многих компаний:
10. Планирование и контроль исполнения планов
11. Бюджетирование и контроль исполнения бюджета
12. Участие в тендерах, торгах (плоучение заказов)
13. Работа склада и логистики
14. Жизнеобеспечение офиса (АХО, ИТ и пр.)

Бизнес-процессы торговой компании

15. Работа склада
16. Инвентаризация
17. Доставка и логистика
18. Работа с рекламациями
19. Работа с партнёрами, дилерами
20. Анализ ассортимента, управление ассортиментом
21. Внешеэкономическая деятельность

Бизнес-процессы производственной компании

22. Планирование производства
23. Подготовка производства (для индивидуального и серийного производства)
24. Ремонт и обслуживание оборудования
25. Управление качеством
26. Производство
27. Обслуживание помещений и энергообеспечение

Бизнес-процессы строительной компании

28. Оценка и покупка участков
29. Разработка графика и бюджета объекта
30. Привлечение финансирования
31. Проектирование стадии П
32. Получение согласований и разрешения на строительство
33. Проектирование стадии Р и приемка рабочей документации
34. Обеспечение механизами и энергоресурсами
35. Подготовка строительной площадки
36. Заключение договоров подряда, выход на объект
37. Строительство и контроль работы подядчиков
38. Технический надзор и обеспечение качества
39. Закупка материалов
40. Приемка работ у подрчдчиков (и вообще управление подрядчиками)
41. Сдача в эксплуатацию
42. Передача квартир дольщкам
43. Подключение по постоянной схеме к энергоносителям

Между прочим, все эти процессы мы описывали, оптимизировали, внедряли. И не только эти. И не по одному разу.

Полезные процессы

44. Разработка и запуск нового продукта
45. Экономическая безопасность и контроль
46. Совершенствование деятельности и внедрение улучшений, проеткный офис

Управленческие бизнес-процессы

Они в целом типичны, а вся специфика в конкретных формах (управлять розничной торговлей или заводом, работающим на "оборонку" — есть разница). 

Их можно разделить на собственно управление компанией и управление разными ресурсами (управление финансами, управление персоналом, управление нематериальными активами, управление имуществом и пр. — смотря что у компании из этого имеется).

Определяемся, каким методом работаем

Есть такие консультанты, которые обещают описать ваши процессы за пару недель или даже за пару дней.
Я могу и за 5 минут описать. Совершенно точно, что ваш процесс состоит из "продажи услуг/товаров", "исполнения заказов" и "получения оплаты". Всё, описано.

Как правило, описать за 2-4 дня предлагают вот таким методом: соберут группу ваших сотрудников, консультант даст им методику, и ваши сотрудники сами в формате сессии по этой методике опишут процессы вашей компании, сразу же обсуждая все проблемы. И понадобится для этого обычно дня 4 (например, 2 подхода по 2 дня), если процессы достаточно сложные.

Таким способом можно составить список проблем, и даже список мероприятий по их устранению, но нельзя качественно описать, а тем более проработать бизнес-процессы компании. Давайте посмотрим, почему.

Недостатки группового описания процессов

Работа с процессами требует знаний и практического опыта

Ведь люди далеко не все обладают системным и процессным мышлением. Хороший работник может даже свою работу описывать плохо, и ничего не понимать в работе смежников или бухгалтерии. А то, что поймёт — общие вещи, а не важные детали.
Без практики даже для системного человека создание регламентирующих документов будет долгим и мучительным. Потому-то, как правило, этим методом делаются только схемы, а не полноценные регламенты.

А если в процессах есть проблемы, и надо вносить изменения или упорядочивать «зоны неясности», или если процесс достаточно сложный сам по себе? Тем более, если надо не «просто записать», а выстроить процесс так, чтобы он работал, и чтобы всех устроил. В ряде случаев — придумать почти с нуля альтернативу тому, что работает плохо. А это совершенно другой уровень знаний и опыта  именно в процессах, а не в предметной области.

Нет интегратора — нет системы

Если нет ответственного лица, «интегратора», который держит в уме всю систему, то и не получается связная система. Получаются куски, не связаные друг с другом, некий "Франкенштейн".

Не учитываются интересы компании (контроль, прозрачность, сохранение опыта). Чтобы "самому себя высечь" — это редкое исключение.

Искажение информации

Умалчиваются болевые точки и вообще ответственность (каждый хочет, чтобы с него меньше спрашивали) и целые куски процесса. А в описании процесса важно, чтобы было описано всё, без лакун, без скрытых частей. Процесс должен работать, если делать только то, что написано.

При групповом обсуждении проблем без того, кто направляет работу, будет либо сглаживание и умолчание, либо возможны конфликты, случаи, когда начнут припоминать друг другу прегрешения «от начала времён»

Низкое качество проработки

При таком методе минимуму знаний по процессам обучают сразу же во время сессии. А это даёт низкое качество даже описания, а тем более — проработки процессов. За короткое время можно обучить только рисовать квадратики, а не управлять тем, что за ними стоит. Обучить понимать бизнес-процессы — это отдельный тренинг и не меньше 16 часов даже для базового уровня.

Ещё хуже, если люди запомнят куски, части методики и будут её использовать для обоснования своих отказов и неконструктивного поведения (такие случаи бывают), недоученный человек – самый страшный.

Обобщение

Даже если сотрудники будут формировать схему процесса коллективно, вместе — это не поможет. Они запишут туда только то, что очевидно. То, что они нарисуют, скорее всего, будет применимо ко всем бизнесам такого типа, но не будет содержать нюансов, из которых и состоит повседневная работа.

Стоимость

Внешне кажется, что это более выгодный способ. И самому консультанту надо заплатить дешевле (ещё бы, ведь при таком методе сам он ничго не делает!).
На самом деле отвлечение Ваших сотрудников на несколько дней выйдет дороже, чем наши услуги. Вот пример расчёта для одного из клиентов: 10 чел сотрудников (руководители подразделений) х 8 часов х 4 дня = 320 человекочасов, это 160 т.р., если з/п сотрудников 500 руб/час (а в группе есть и сотрудники с зарплатой повыше). Мы же предложили отвлечение сотрудников всего на 30-35 человекочасов, это в 10 раз меньше. Весь наш проект составил 136 т.р. + 15 т.р. затраты на отвлечение сотрудников клиента.

Ответственность за результат

Обычно консультанты, предлагающие такой путь, ещё и не берут на себя ответственности за получившийся документ. Ни за то, что процесс описан правильно, ни за то, что он в таком виде будет работать (тем более — давать нжуный результат). Это же ваши люди все решения принимали, а консультант только давал методику и советовал!

Мы же обычно берём такую ответственность, кроме случаев, когда клиент сознательно отказывается от наших рекомендаций: мы всегда предупреждаем о тех решениях, которые нам кажутся неоптимальными, и разъясняем, почему мы рекомендуем другое решение, и предупреждаем о последствиях.

Как надо? Правильный метод работы с бизнес-процессами

1

В любом случае должен быть "интегратор", тот, кто формирует в голове и на бумаге всю картину процессов в компании. Это либо наш специалист, либо ваш сотрудник, который должен быть полноценно обучен процессному подходу. То есть он должен пройти полноценное обучение по бизнес-процессам и желательно над первым процессом работать под руководством нашего куратора. Это будет и качественно и недорого, но долго.

2

Процессы нужно прорабатывать по одному, а не все скопом. В любом случае должен быть проведён опрос участников процесса поодиночке, на их рабочих местах, погружаясь в детали работы. Нужно пройти весь процесс по шагам. То, что сотруднику кажется очевидным, и о чём он сам не напишет и не скажет, мы обнаружим и внесём. Даже тем же опросам надо учиться, потому что это сродни  работе следователя и психолога, а не просто пробежаться по типовым вопросам.

Опрос сотрудников поодиночке (и наблюдение их работы) лучше тем, что:
А) выявляются расхождения между разными «картинами мира»
Б) люди более откровенны, и можно выявить и обсудить острые темы
В) чтобы наш эксперт мог давать хорошие рекомендации, ему надо знать процесс, и во время опросов он как раз погружается в процесс; кого бы ни выбрали экспертом, даже вашего сотрудника, ему тоже придётся погрузиться в чужую работу, а такого навыка у него нет.

Представьте, какой объём информации будет получен таким путём! Если вместо этого всех опрашиваемых собрать вместе, и они будут говорить одновременно, то даже человек семи пядей во лбу не сможет запомнить все нюансы, исходящие от 10 человек; придётся несколько раз прослушивать записи встреч; в общем, это непродуктивно, если эксперт будет реально погружаться в процесс, а не просто заниматься фасилитацией (т.е. передавать слово в группе).

Вообще же групповая работа может и должна применяться для выработки идей и принятия решений, и мы её используем – на основе заранее подготовленных материалов, то есть только по расхождениям  и вопросам, и только с нужными людьми, в виде совещаний по конкретным вопросам (совещание от 30 минут до 1 часа). И даже это достаточно сложно для ведущего, требует высокого мастерства, если он хочет отвечать за результат, а не просто модерировать.

Использовать групповую работу для описания процесса – лишняя трата времени и низкое качество результата.

→ В Базу знаний | К началу страницы