Оптимизация управления и структуры организации
- • Суть оптимизации
- • Организационно-штатная структура
- • Система управления предприятием
- • Порядок работ по оптимизации системы управления
• Систематизация бизнеса
• Выстраивание, реинжиниринг бизнес-процесса "как надо"
• Разработка, оптимизация организационной структуры компании
• Оптимизация бизнес-процессов
• Снижение трудозатрат и нормирование, повышение производительности
• Быстрое внедрение бережливого производства. Кайдзен-группа
Чаще всего совершенствование системы управления сводится к изменению организационно-штатной структуры, и несколько реже — к изменению системы материальной мотивации, хотя на самом деле это только "верхняя часть айсберга". Если основу оставить ту же, то такие изменения часто не приносят успеха.
Увы, часто компании в попытке повысить эффективность начинают именно с оптимизации штатной структуры. То есть начинают перекраивать должности, что ведёт к всплеску внутренних интриг, ведь идёт передел ресурсов. Здесь иногда приходит на ум известное изречение: "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь."
Что делать, чтобы так не получилось?
Организационно-штатная структура
На самом деле структура предприятия — это только часть вопроса. Генри Форд, например, вообще устранил большинство "титулов" и служебных полномочий в своей компании, и достиг высокой эффективности. Вот что он говорил:
"Величайшее затруднение и зло, с которым приходится бороться при совместной работе большого числа людей, заключается в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките."
"В деловой жизни придавали слишком много цены титулам, и само дело страдало от этого. Одно из вредных последствий этого заключается в разделении ответственности между различными титулованными лицами; это заходит нередко так далеко, что уничтожается вообще всякая ответственность". (Г. Форд. "Моя жизнь. Мои достижения", глава 4)
Если изменение структуры связано с тем, что в команде есть слабые руководители (а всегда кто-то сильнее, кто-то слабее) то, может быть, решение лежит в том, чтобы развивать руководителей (тренинги, кураторство). Или в том, чтобы переместить человека на подходящую ему должность, а не кроить штатную структуру под особенности человека?
Также изменение структуры может быть вызвано тем, что система управления не успевает за ростом компании или изменениями в её деятельности, или её эффективность теперь кажется недостаточной. Но просто изменение структуры не поможет и в этом случае.
На самом деле организационная структура — только часть системы управления, и сама по себе, в отрыве от остальных компонентов, мало поможет в решении указанных задач.
Система управления предприятием
На самом деле помимо оргструктуры и мотивации есть процессы управления и другие компоненты, это действительно система управления.
Совершенствование управления предприятием — важная задача, без решения которой предприятие не может оставаться конкурентоспособным.
Неспроста, например, в управлении
качеством произошла такая эволюция:
1. Контроль качества изделия (продукта).
2. Контроль качества процесса изготовления изделия (продукта).
3. Контроль качества процессов управления.
От того, как мы управляем, зависит качество рабочего процесса, и от него уже – качество продукта. Поэтому основы качества продукта лежат в системе управления предприятием.
Соответственно, от того, как мы управляем, зависит и эффективность рабочего процесса, а значит — и экономическая эффективность предприятия.
Порядок работ по оптимизации системы управления:
Формулирование целей (куда мы идем)
Распределение ответственности (кто за что отвечает): регламентация, оптимизация основных процессов и лишь затем — совершенствование структуры
Налаживание контроля. Совершенствование информирования, отчетности и статистики (отслеживание реальной ситуации)
Оптимизация процессов (поддерживающего) управления как таковых: совершенствование планирования, контроля и т.п.
Оптимизация процессов жизнеобеспечения: документооборот, управление персоналом и т.п.
Совершенствование системы мотивации (материальной и нематериальной)
Оптимизация процессов развития и совершенствования
Оптимизация процессов управления ресурсами: финансами, знаниями и т.п.
Вот из этих слагаемых складывается повышение эффективности управления компанией.